Tимошенко В.Н.
По материалам
межрегионального круглого стола «Россия и страны Дальневосточного региона
(Китай, Корея, Япония): история, культура, политика» состоявшемся 10 апреля
2013 в Дальневосточном юридическом институте МВД РФ.
Азиатско-Тихоокеанский регион
— один из наиболее динамично развивающихся регионов мира. Еще с начала 80-х
годов об АТР заговорили как о новом факторе экономического и политического
развития, который отличается от Европы, Латинской Америки и США своими
историческими и культурно-религиозными традициями. Журналисты и политологи даже
стали заявлять о наступлении нового «тихоокеанского века» в мировой истории.
Уже в то время в АТР проживало более половины населения планеты и на долю
региона приходилось свыше 60% мирового промышленного производства, 40
процентов прямых иностранных инвестиций и почти треть товарооборота.
В 1989 году была создана АТЭС
(Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество) — крупнейшее
экономическое объединение, в качестве стратегической цели, которой было
объявлено создание к 2020 г. в АТР системы свободной и открытой торговли и
либерального инвестиционного режима. На сегодняшний день в АТЭС входит 21
страна, включая все основные страны региона и наиболее динамично и быстро
растущие страны мира, включая Австралию и Новую Зеландию. В настоящее время АТР
является третьим по значению центром экономической интеграции мира после
Северной Америки и Европы. На его долю приходится 60 % мирового ВВП, 1/2
мировой торговли, 40 % населения, 1/2 прямых зарубежных инвестиций. Даже при
незначительном увеличении темпов роста доля Китая к 2020–2025 годам будет
колебаться в районе 10 % мирового ВВП, что позволит КНР претендовать на место в
тройке мировых лидеров наряду с США и Евросоюзом [1].
Характерная черта современных
международных отношений в АТР — их нестабильное состояние. Так, АТР является
единственным регионом, в котором окончание «холодной войны» не оказало
существенного воздействия на структуру системы международных отношений. Здесь
сохранились социалистические страны, такие как КНР, КНДР, Вьетнам и Лаос. В
неизменном виде остаются порожденные «холодной войной» американо-японский
договор о безопасности, американское военное присутствие в Южной Корее, военные
блоки АНЗЮС и АНЗЮК. Следы «холодной войны» видны также по линии Россия-
Япония, КНДР-Республика Корея, КНР-Тайвань, конфликт вокруг островов Спратли и т.
п.
В настоящее время реальная опасность
широкомасштабного военного конфликта в АТР практически отсутствует. Тем не
менее, в регионе сохраняется целый набор весьма серьезных дестабилизирующих
факторов. И эти факторы прямо или косвенно могут повлиять на положение России в
данном регионе.
1. Главным игроком в АТР по-прежнему
остаются Соединенные Штаты Америки. И не только благодаря глубоким
экономическим и политическим связям со странами региона. Американские военные
базы с десятками тысяч солдат разбросаны по всему Азиатско-Тихоокеанскому
бассейну. Уже многие годы США возглавляют военно-политические альянсы с рядом
правительств стран региона и продолжают снабжать их оружием.
Военный потенциал США, несмотря на
некоторые сокращения, остается фактически превалирующим в регионе. Главной
мотивировкой сохранения значительного американского военного присутствия
является предотвращение возникновения кризисных ситуаций, защита международных
морских коммуникаций и др., то есть осуществление мер, гарантирующих в первую очередь
собственно интересы США и их возможность выступать «дирижером» на тихоокеанской
сцене[2].
Существуют два противоположных
подхода к американскому военному присутствию в регионе. С одной стороны,
сохраняется позитивная оценка его стабилизирующей роли со стороны большинства
государств АТР, многие из которых использовали и используют военное и экономическое
присутствие США в регионе для обеспечения высоких темпов собственного
экономического развития. В основном это новые индустриальные страны (НИС), для
которых характерны высокие темпы роста экономики.
С другой стороны, ряд государств, к
которым относится, прежде всего, Китай, усматривают в сохранении военного
присутствия США на Тихом океане стремление Вашингтона навязывать свою волю в
«моноцентрической» модели ситуации в АТР и даже усиливать арсенал средств
военной гегемонии. Это противоречит их видению перспектив развития обстановки в
регионе, их растущим амбициям.
Хотя в целом между Россией и США в
этом регионе теперь нет сколько-нибудь серьезных противоречий и оснований для
конфронтации, стержневым направлением всей политики США в АТР остается курс на
противодействие усилиям России включиться в систему экономических и
политических отношений в АТР в качестве равноправного партнера[3].
Вместе с тем у России и США есть в
регионе точки соприкосновения. Обе страны крайне заинтересованы в мирном
решении проблем, существующих на Корейском полуострове, в недопущении военной
«автономности» Японии, а также перерастания существующих в регионе
территориальных проблем в вооруженные конфликты.
2. Вторым фактором
нестабильности в регионе является быстро усиливающийся Китай. Существует две
диаметрально противоположные точки зрения по этому вопросу. Первая из них сводится
к тому, что более сильный Китай обеспечит мир и стабильность в регионе. Вторая
точка зрения состоит в том, что более сильный Китай способен, скорее, увеличить
политическую напряженность в АТР, чем уменьшить ее. Сторонники второй точки
зрения полагают, что более сильный Китай может разрушить стабильность в АТР в
силу тог, что, во-первых, сам склонен проводить гегемонистскую внешнюю
политику, а во-вторых, его возрастающее влияние может спровоцировать
наращивание военной мощи со стороны Японии, что приведет к новому кризису
безопасности[4].
В настоящее время Китай проводит
осторожную политику и старается не конфликтовать с Соединенными Штатами.
Понятно, что основной причиной этому является растущая экономическая
взаимозависимость. Внешнеполитические амбиции Китая все еще недостаточно четко
декларированы. Пекин твердо настаивает на возвращении Тайваня в состав единого
государства, в остальном же избегает четкой собственной позиции по ряду
международных проблем. Международному сообществу, в том числе и России не
всегда понятно, чего хочет Китай. Часто Пекин ведет себя противоречиво: с одной
стороны, критикует США за те или иные действия, с другой — проявляет
осторожность, если не сказать неуверенность, в реализации своих политических
инициатив (например, связанных с активизацией роли в ШОС и расширением
военно-политического присутствия в Центральной Азии).
Что касается России, то главную
угрозу для нее представляют не внешнеполитические амбиции Китая, а его
внутренняя нестабильность. Распавшийся на части Китай представлял бы гораздо
большую опасность. В этом случае ядерный потенциал Китая может выйти из- под
контроля. В соседние страны (в том числе и в Россию) из Китая с его
полуторамиллиардным населением могут хлынуть огромные миграционные потоки. К
тому же Китай будет не в состоянии больше играть роль противовеса и балансира
влияний других региональных и глобальных центров силы в АТР, что явно не
соответствует интересам России.
Поэтому любые усилия России в сфере
безопасности не должны носить оттенка антикитайской направленности. В то же
время Россия имеет право и возможность разыгрывать «китайскую карту» в регионе
в целях получения определенных экономических и политических дивидендов. Важно
при этом соблюдать осторожность и взвешенность.
3. Большую угрозу безопасности в АТР
представляет ситуация на Корейском полуострове. На сегодня это самая
конфликтогенная зона региона. Проект по сворачиванию ядерной программы
Пхеньяна, предложенный Соединенными Штатами и осуществляемый совместно ими,
Японией и Южной Кореей не привел к желаемым результатам, и Северная Корея
продолжает развитие своей ядерной программы.
В этих условиях России следует вести
линию на поддержание контактов с обоими корейскими государствами с тем, чтобы
не терять возможности влиять на ситуацию в этом взрывоопасном районе. Наш отход
от Северной Кореи, произошедший несколько лет назад, был явно ошибочным.
Снижение уровня наших связей с этой страной, в том числе военно-технических, в
целом негативно отразилось на безопасности в СВА.
Не надеясь больше на поддержку
крупных держав (Китай также в последнее время несколько отдалился от Северной
Кореи), Пхеньян стал полагаться больше на собственные средства обороны в
ядерной и ракетной сфере.
Взвешенная, сбалансированная
политика России на Корейском полуострове может явиться одним из ключевых
элементов, регулирующих отношения в этой зоне АТР с получением в будущем
соответствующих политических и экономических дивидендов для самой России. В то
же время крайне желательным было бы проведение США и Россией согласованной
политики в различных сферах на Корейском полуострове с прицелом на продолжение
такого сотрудничества в будущем, после возможного объединения Кореи. Единая
Корея может стать для России важным, естественным геополитическим союзником в
этой зоне АТР[5].
4. К существенным проблемам
современного Азиатско-Тихоокеанского региона относится наличие территориальных
споров, к которым можно отнести следующие:
- Территориальный спор между Японией
и Республикой Корея (о-в Такэсима, Японское море); Японией и Китаем (о-в
Сенкаку, Восточно-Китайское море); Китаем и Вьетнамом (Парасельские острова,
Южно-Китайское море);
- территориальные притязания Японии
на российскую Курильскую гряду.
- Вопрос о государственной принадлежности
архипелага Спратли, которые оспаривают между собой Китай, Вьетнам,
Филиппины, Малайзия и Тайвань;
Конечно, в эти конфликты Россия не
вовлечена (за исключением Курильских островов), но это и опаснее, так в чужих
конфликтах мы в меньшей степени можем влиять на ситуацию. И в то же время при
решении этих конфликтов Россия может выступить в роли «независимого арбитра» и
при этом извлечь для себя политические и экономические выгоды.
5. Несмотря на то, что
Азиатско-Тихоокеанский регион является наиболее быстроразвивающимся регионом,
его политико-экономические проблемы таят в себе определенную опасность. До сих
пор нечетко определено структурное оформление АТР. В качестве основных
политических инструментов и форм политической борьбы выступают международные и
региональные союзы и коалиции такие как Шанхайская Организация сотрудничества
(ШОС), АСЕАН, САЗСТ, ОЭСР, НАФТА, Меркосур, Восточноазиатский форум. В
последние полтора года на самом высоком уровне были выдвинуты
и активно обсуждаются идеи создания двух
новых региональных организаций – Азиатско-Тихоокеанского и
Восточноазиатского сообществ. Аналитики отмечают, что в отличие от
европейской интеграции, консолидация в Азии может строиться только путем
объединения «малышей» вокруг одного большого и сильного партнера. В
среднесрочной перспективе ведущие державы АТР – Китай, Индия, США, Япония и
Южная Корея – не будут готовы к установлению союзнических или интеграционных
отношений. Не исключено развитие «мягкой» интеграции вокруг крупного игрока,
скорее всего КНР[6]. В настоящее время России нечего предложить странам АТР
кроме своих природных ресурсов, и возникает опасность превращения ее в сырьевой
придаток ведущих стран региона.
Хотелось бы предостеречь и от
эйфории по поводу экономических перспектив АТР и российской экономики в
регионе. Ежегодный «Обзор экономического и социального положения в Азиатско-Тихоокеанском
регионе» – публикация экономической и социальной Комиссии ООН для стран Азии и
Тихого Океана (ЭСКАТО) – дает прогноз на снижение темпов роста стран АТР 8,9%
до 6,5%, что обострит проблемы долгов, роста безработицы и вызовет непредсказуемость
потоков капитала. Дальнейшее «впрыскивание» ликвидности для поддержания
финансового сектора в развитых странах усиливает риски возникновения новых
пузырей на финансовых рынках, роста курса валют и ускорения инфляции. А
протекционистские меры, к которым в той или иной мере склоняются лидеры
развитых стран, способны вызвать новые торговые войны, которые сделают еще
более проблематичным быстрое восстановление мировой экономики[7].
Политики Российской Федерации в
азиатском направлении должна носить осторожный, взвешенный характер. Кроме
того, политические и экономические отношения с азиатскими странами не должны
вступать в противоречие с основным, европейским, вектором развития и
европейской идентичностью России. Главной целью нашей политики на азиатском
направлении является развитие восточных регионов.
Дальневосточный регион фактически
уже участвует в ориентированных на Китай интеграционных процессах. На страны
АТР приходится 85 % всей внешней торговли российского Дальнего Востока. При
этом нельзя не замечать потенциальную опасность полной переориентации азиатской
части РФ на региональные экономические отношения и игнорировать опасность
экспансии, в первую очередь китайской, на российскую территорию. Такая
возможность обусловлена не «агрессивными устремлениями» со стороны Китая, а
недостаточным экономическим и социальным развитием азиатской части нашей страны.
Существует позиция, что «между 2030 и 2040 годами, в условиях продолжения
главенствующей демографической тенденции, азиатская часть страны будет утеряна,
потому что там уже не будет наших соотечественников. Будут потеряны земли и
огромные природные богатства[8]. И без решения проблем Дальневосточного региона России все
разговоры об интеграции в АТР окажутся пустым звуком.
Источник: Центр изучения международных
отношений в Азиатско- Тихоокеанском регионе (АТР), Апрель 12th, 2013
http://ru.apircenter.org/archives/2224
[1] Будущее Азии и политика России // Россия в глобальной
политике. Март — Апрель 2006, № 2.
[2] См. Кортунов С. Национальные интересы России в
Азиатско-Тихоокеанском регионе / С. Кортунов // Безопасность Евразии. — 2008. —
№ 1. — С. 197-220
[3] Хазанов А.М.Новые тенденции международных отношений в
АТР http://www.vostokoved.ru/
[4] Там же.
[5] Кортунов С. Национальные интересы России в
Азиатско-Тихоокеанском регионе / С. Кортунов // Безопасность Евразии. —
2008. — № 1. — С. 197-220
[6] Будущее Азии и политика России // Россия в глобальной
политике. Март — Апрель 2006, № 2.
[7] Преимущества и опасности быстрого роста // Russian APEC
Study Center. http://www.apec-center.ru/publications/41/874/print/index.html?lang=en
[8] Уткин А. И. Большая восьмерка: цена вхождения. — М.:
Алгоритм, 2006. – С. 449.
Không có nhận xét nào:
Đăng nhận xét